25 сентября 2023 года в Зале церковных соборов кафедрального соборного Храма Христа Спасителя в Москве Наместник монастыря принял участие в работе Собрания игуменов и игумений монастырей Русской Православной Церкви.
Места в президиуме заседания заняли: Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл; управляющий делами Московской Патриархии, наместник Новоспасского ставропигиального мужского монастыря Москвы митрополит Воскресенский Дионисий; председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству, наместник Донского ставропигиального мужского монастыря Москвы митрополит Каширский Феогност; председатель Комиссии по организации жизни монастырей и монашества Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий; заместитель председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству, настоятельница Зачатьевского ставропигиального женского монастыря Москвы игумения Иулиания (Каледа).
Открывая заседание, митрополит Каширский Феогност приветствовал Святейшего Патриарха Кирилла от лица всех собравшихся.
Предстоятель Церкви обратился к участникам Собрания с такими словами: «Всех вас сердечно приветствую и выражаю радость по поводу нашей встречи. Время от времени Патриарх должен встречаться с представителями монашества – во-первых, сказать о том, что на душе лежит, но также и самому что-то услышать, потому что многое формируется в сознании Патриарха от того, что он получает со стороны как духовенства, так и монашествующих. Вы прибыли из разных епархий нашей Церкви, и, конечно, замечательно, что встречи в таком формате у нас проходят практически ежегодно». Затем Предстоятель Церкви зачитал основной доклад.
Далее с докладом «Монашеский подвиг как путь христианской аскезы» выступил митрополит Саранский и Мордовский Зиновий. Говоря об аскезе, как об осознанном усилии, применяемом человеком для достижения поставленной цели, Его Высокопреосвященство напомнил, что христианская аскеза призывает нас применять усилия для обретения свойств души, необходимых, по слову Евангелия, для спасения. Целью аскезы является перемена состояния души человека, уподобление ее Христу, богочеловеческой личности Спасителя, восприятие Его жизни и учения. Сущность изменения заключается в общении с Богом и в первую очередь предполагает наличие в человеке любви как свободного стремления к воссоединению со Христом. Воплотившись на земле, Господь явил нам Свое совершенное богоподобное достоинство, показал людям, каким должен быть человек. Однако достижение этого состояния, отметил митрополит Зиновий, невозможно при помощи только лишь собственных усилий.
Митрополит Саранский и Мордовский Зиновий
Христианская жизнь и нравственное подвижничество – это понятия, неразрывно связанные между собой. Аскетизм коренится в самой сущности христианства. Но святость может быть лишь результатом нераздельного взаимодействия благодати Божией и человеческой воли, направленной к добру. Благодать восполняет недостаток собственных сил человека, но сам человек не может и не должен рассчитывать на совершение благодатью дела спасения без его участия.
Смирение сопутствует нравственной деятельности, служит для нее мотивом, основой, но не исключает эту деятельность. Также митрополит Зиновий говорил о значении покаяния, самоотречения, послушания как необходимых составляющих христианского аскетического подвига. Особо остановился владыка на верности тому делу, ради которого иноки оставляют мир. Она необходима во всяком деле, но особо необходима в монашеской жизни, которая названа наукой из наук и искусством из искусств. В качестве вдохновляющего примера митрополит Зиновий напомнил о том, что в истории монашества было много монастырей, насельники которых достигали совершенства и святости.
Епископ Павлово-Посадский Силуан, заместитель управляющего делами Московской Патриархии, представил доклад на тему «“Молитва – причина спасения, виновница бессмертия душиˮ (свт. Иоанн Златоуст). Молитвенное делание как путь к Богообщению: что способствует и что препятствует молитве».
Рассуждая о том, что способствует и что препятствует молитве, докладчик напомнил, что качество молитвы во многом зависит не от внешних обстоятельств, а от свободного самоопределения молящегося. Главную задачу делателя молитвы епископ Силуан описал как необходимость развернуть свою волю к Богу так, чтобы дать простор Духу Святому действовать во внутреннем человеке. Говоря о святоотеческом наследии, касающемся великого искусства молитвенного делания, важнейшими его аспектами владыка назвал решимость и внимание, не умаляя значения духовного наставника, уставного наполнения молитвенной жизни, веры, покаяния, терпения. Решимость как готовность идти до конца, за пределы возможного и даже умирать в твердой убежденности, что «если мы со Христом умерли, с Ним и оживем» (2 Тим. 2:11). Внимание же не только как мысль, заключенную в слова молитвы, но и созвучное этой мысли чувство, так же, как и мысль, всецело обращенное к Богу.
Епископ Павлово-Посадский Силуан
Часть своего выступления епископ Силуан посвятил важности диалоговой, богочеловеческой природы молитвы, необходимости «хождения пред Богом». Затем владыка обратился к источнику вдохновения молитвенного делания, которым неизменно остается для христиан Крестная Жертва Спасителя, совершенство Его кротости и смирения, в котором Христос являет нам полноту Своей любви. Его благородство в добровольном восприятии образа раба, для того, чтобы говорить с людьми на равных. В заключение епископ Силуан определил путь молитвы как единственный, ведущий в жизнь вечную, на котором и страдание воспринимается последователями Христа как драгоценный дар свыше и возможность ответить взаимностью на любовь Божию.
После доклада епископа Силуана Святейший Патриарх Кирилл обратился к участникам собрания с напутствием:
«Хотел бы всех вас, мои дорогие, поблагодарить за ваши труды, за то, что вы продолжаете замечательные традиции русского монашества, за то, что вокруг многих из вас собирается и воспитывается молодежь. Очень важно, чтобы сегодня молодые люди увидели красоту подвига монашеской жизни в современных условиях. А для этого необходимо, чтобы монашествующий являл молодежи пример беззаветного, бескорыстного и мужественного служения.
Еще раз хочу подчеркнуть: для Церкви легких времен никогда не бывало. Даже Синодальный период был очень тяжел своими искушениями, а в результате народ поддался ужасным внушениям, абсолютно несвойственным нашей культурной и духовной традиции, что и привело к разрушению страны, к страшной трагедии революции. Этот исторический опыт должен держать всех нас в состоянии полной мобилизации наших сил. Никакого расслабления быть не может. Повторяю, легких времен для Церкви быть не может, меняются только вызовы, с которыми мы сталкиваемся. На деле наша борьба не против плоти и крови, но против мироправителей тьмы века сего, духов злобы поднебесных (см. Еф. 6:12). А это вечная война, вечная брань, которая закончится только Вторым пришествием Господа и Спасителя. И к кому, как не к монашествующим, следует обращаться с призывом быть в передовом отряде этой воюющей духовной армии?