ПРИТЧА О ЗВАННЫХ НА ВЕЧЕРЮ. Неделя 31-я по 50-це. 27 декабря 2020 г.

Дорогие во Христе братья и сестры! Сегодня, в воскресный день совершается память ветхозаветных пророков и праведников, от которых по плоти произошел Спаситель. Святые праотцы жили задолго до рождения Иисуса Христа, они верили в грядущего Мессию и ожидали Его пришествие.

Сегодня за богослужением мы слышали Евангельскую притчу о званых на Большой ужин. (Сказал Господь притчу сию): один человек сделал большой ужин и звал многих, и когда наступило время ужина, послал раба своего сказать званым: идите, ибо уже все готово. И начали все, как бы сговорившись, извиняться. Первый сказал ему: я купил землю и мне нужно пойти посмотреть ее; прошу тебя, извини меня. Другой сказал: я купил пять пар волов и иду испытать их; прошу тебя, извини меня. Третий сказал: я женился и потому не могу придти. И, возвратившись, раб тот донес о сем господину своему. Тогда, разгневавшись, хозяин дома сказал рабу своему: пойди скорее по улицам и переулкам города и приведи сюда нищих, увечных, хромых и слепых. И сказал раб: господин! исполнено, как приказал ты, и еще есть место. Господин сказал рабу: пойди по дорогам и изгородям и убеди придти, чтобы наполнился дом мой. Ибо сказываю вам, что никто из тех званых не вкусит моего ужина, ибо много званых, но мало избранных. (Лк. 14, 17-24)

Данная евангельская притча читается за несколько дней до Рождества Христова. В ней говориться про Господина, который сделал большой ужин и звал многих. По толкованию блаженного архиепископа Болгарского Феофилакта в притче под человеком, устроившим праздничную вечерю, следует понимать Бога-Отца, под большим ужином – Царствие Небесное, под рабом, исполняющим волю Господина – Сына Божия. Все званные отказались прийти на великий ужин. Один сослался на покупку земли, другой оправдался тем, что купил пять пар волов и идет испытать их. Третий непочтительно указал на свою женитьбу.

Званные не совершали тяжких грехов, однако они были осуждены за пренебрежение приглашением, за непочтение к Высокому Господину. Для них пристрастие к земному бытию: приобретение земли, волов, женитьба и прочие житейские заботы оказались важнее уважения и почтения к Хозяину дома, устроившего пир. За это они и были преданы наказанию.

По толкованию святых отцов, под нищими, увечными, хромыми, слепыми, собранными на улицах и переулках города, следует понимать простой еврейский народ. Созванные с дорог и изгородей – это языческие народы, ранее не ведавшие истинного Бога. Господь также призвал их к Себе на великий ужин, чтобы и они удостоились Царства Небесного. Эти простые заурядные люди сознавали свою греховность и духовную немощь, они нуждались в духовном воспитании. Благодаря такому смиренному состоянию души они смогли принести покаяние, уверовали в Иисуса Христа и покорно приняли приглашение на Великий ужин. О таковых апостол Павел в послании к Коринфянам писал: «Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и униженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее...» (1Кор. 1, 27–29). По той же причине были избраны и двенадцать учеников Христа не из знатных и ученых лиц, а из простых, необразованных рыбаков.

Через данную притчу Христос предсказал евреям их будущую судьбу. Сын Божий пришел на землю как бы при "ужине" существования человеческой цивилизации. Он призывал еврейский народ к покаянию и исполнению Божественных заповедей. Однако вожди израильского народа пренебрегли Его зовом. Они не только не уверовали во Христа, но и распяли Его, за что были лишены Небесного Царства.

Хотя евангельская притча была обращена к еврейскому народу, но и для современных людей 21 века она имеет немаловажное значение. Разве и нас Господь не призывает в Царство Небесное различными путями? Он всегда стучится в наше сердце: к одним через чтение Священного писания, познание естественных наук и красоту земного мира, к другим – через чудесные явления и знамения, а к иным – путем бедствий и страданий.

В евангельской притче сказано: много званых, но мало избранных. (Лк. 14, 24) Эти слова означают, что важно не только услышать зов Божий, но последовать за Христом. Но многие ли ныне откликаются на Божественный призыв? Современным людям нет дела до Царства Небесного, они не верят в Бога и в вечную загробную жизнь. Сегодня даже крещеные люди забывают о своих христианских обязанностях, редко ходят на праздничные богослужения, которые и являются «большим ужином» православной веры.

Одни ссылаются на дела, говоря: «прошу Тебя, Господи, извини меня, я занят неотложной работой, учебой, домашними хлопотами». Знатные, одаренные, богатые и преуспевающие люди извиняются тем, что заняты решением важных задач в политике, экономике, науке, спорте. Зачем им куда-то идти, у них для счастливой жизни есть все: дворцы, машины, яхты, богатство, слава, плоские утешения. Они независимы и самодостаточны, им Церковь не нужна, для них бог – мамона и земные удовольствия. У них нет причин, чтобы последовать за Христом.

Другие считают, что в выходные дни нужно отдохнуть и выспаться за всю неделю. Этим рассуждением они оправдывают свою леность и маловерие. Некоторые утверждают, что достаточно иметь веру в душе. Они говорят: «Я верю в Бога в душе и потому не хожу в храм». Если муж скажет жене: «Я люблю тебя в душе», и при этом не будет о ней заботиться и сохранять супружескую верность, то не будут ли его слова лукавством? Так и те, кто прикрывается верой в душе, лукавят, пытаясь обмануть свою совесть.

Некоторые считают, что ходить в церковь – это дело стариков. «Когда пойду на пенсию, тогда и буду молиться», - говорят они. Но и эти слова являются поводом, чтобы уклониться от приглашения на «большой ужин».

В Евангелии говорится, что мало спасающихся, тех, кто идет тесным путем. Сколько раз через болезни, потери близких и иные страдания Господь показывал временность сего бытия. Он многократно призывал нас сменить грязные одежды греха на чистые, на богоугодную жизнь по Евангелию. Однако большинство людей выбирает путь широкий. Ошибочность такого выбора проявиться в конце земного бытия, во время смертного часа. К концу своей жизни человека будет укорять совесть и грустное осознание того, что «счастье было возможно, оно было близко, но он избрал широкий путь и отверг узкий, ведущий в Царство Небесное». В тот момент изменить что-либо будет уже поздно.

Кто же оказывается избранным? Согласно притчи, таковыми оказались слепые, хромые, немощные, больные. Это те, кто не богат, малоизвестен, кто терпит немало скорбей, отказывается от земной славы, ограничивает себя в земных удовольствиях ради Небесного Царства. Это искреннее кающиеся грешники и те, кто живет по Евангелию.

Православная вера требует от человека духовной жертвы ради Христа. Если воин пойдет на войну с огромной сумкой ненужных вещей, то на него будут смотреть как на безумца. Точно так же и на христиан с удивлением смотрят ангелы и святые, когда они обременяют себя вещами и житейскими заботами. Кто хочет стать избранным и удостоиться «большого ужина» Царства Небесного, тот должен отречься от всего земного. Святитель Григорий Двоеслов об этом говорит: «Для нас не должно служить препятствием к шествию на вечерю Господню ни услаждения плоти, ни суетное любопытство, ни сильное честолюбие».

Приближается Рождество Христово. В преддверии праздника Господь наш Иисус Христос зовет нас на Свой чудный праздник веры. Откликнемся на Его Божественный зов, не уподобимся тем, кто из-за земных пристрастий отрекся от высочайшего Небесного блага. Усугубим пост, покаяние, воздержимся от мирской суеты и новогодних забав. Тогда на Рождество наше сердце наполнится духовной радостью и сердечным миром. Аминь.

Калужская
Свято-Тихонова
пустынь