О родословии Господа нашего Иисуса Христа.

Дорогие братья и сестры, сегодня, в преддверии праздника Рождества Христова читалось Евангелие о рождестве Господа нашего Иисуса Христа и перечислялись имена тех, кто стал сродником по плоти явившегося в мир Спасителя. Иисус рожден от Девы Марии, в Его родословие входят десятки людей, живших до Него в течении 5508 лет. Родившийся Иисус стал одним из нас кроме греха.

В Новом Завете имеется два описания родословия Сына Божия: по евангелисту Матфею и по апостолу Луке. Евангелист Матфей приводит родословие Христа по линии Иосифа Обручника из племени Иудина, от колена Давидова, обручника Пресвятой Богородицы. По замечанию святителя Иоанна Златоустого, евангелист Матфей не сразу открывает тайну рождения Мессии от Девы, он сознательно указывает родственников Христа по Иосифу, чтобы не оттолкнуть иудеев от чтения Евангелия, потому что по еврейской традиции родословие ведется только по мужской линии. В отличие от апостола Матфея, Лука приводит родословие Христа по линии Марии, Матери Иисуса, потому что Иосиф не был подлинным отцом Иисуса и свое Евангелие Лука писал уже после разрушения Иерусалима в 70 году н.э., когда евреи уже были рассеяны по разным местам мира.

Рассмотрим родственников Спасителя по плоти, указанных в Евангелии от Матфея. В длинном перечне имен родословия Иисуса Христа, сына Давидова, сына Авраамова (Мф. 1, 1-2) стоят конкретные люди. Среди них имеются благочестивые и праведные иудеи, но указываются имена и тех, кто жил во грехе. Евангелист Матфей намеренно не упоминает в родословии Сына Божия благочестивых жен, таких как Сара, Ревекка, Рахиль, Лия, Мариам и других, но приводит имена четырех женщин, совершивших тяжкие плотские грехи: Фамарь, Рахав, Руфь, Вирсавия. Тем самым апостол Матфей хочет показать, что Христос не погнушался своими грешными родственниками, ибо Он пришел спасти всех кающихся грешников.

На это указывает и святитель Иоанн Златоуст, сказав: «Спаситель пришел не для того, чтобы избежать позора нашего, но, чтобы уничтожить этот позор». Следовательно, по мнению этого святителя, уверовавший во Христа человек, даже если он родился от блудницы или от грешных родителей, не получит от того вреда.

Апостол Матфей при написании родословия преднамеренно называет Иисуса Сыном царя Давида, чтобы удостоверить иудеев, что Иисус и есть ожидаемый ими Мессия. Давид был прообразом Христа, ему Бог с клятвой обещал посадить на царском престоле Мессию, рожденного от чресл его. Об этом в Священном Писании сказано: Христос придет от семени Давидова, и из Вифлеема, из того места, откуда был Давид… (Ин. 7,42). Соломон, сын царя Давида, построил великолепный храм Единому Богу, а Иисус, потомок Давида от Девы Марии, устроил истинную Церковь на земле.

Евангелист Матфей начинает родословие Христа не от Адама, но от Авраама, именуя Иисуса Сыном Авраама. Таковым изложением апостол убеждает соплеменников, что Божественное обетование Аврааму исполнилось чрез его Потомка, Иисуса Христа. В Священном писании говорится, что праотец Авраам, веря Божественному обетованию, принес в жертву Господу своего сына Исаака. Таковую жертву Бог вменил ему в праведность. Все это было прообразом добровольного жертвоприношения Иисусом Самого Себя ради спасения человеческого рода.

Евангелист Матфей делит родословие Спасителя на три части. Некоторые святые отцы считают, что такое деление связано с тремя периодами управления еврейским народом: теократическим (правит Сам Бог через святых пророков), монархическим (возглавляет государство царь) и демократическим (правление осуществляется религиозной партией во главе с первосвященником). Такое делением родословия на части показывает, что ни при какой форме государственного управления социальные и прочие проблемы народа никогда не могут разрешиться. Победить зло, разрешить сложные общественные вопросы и мирно, счастливо жить можно только при Божием содействии.

Об обстоятельствах рождения Богомладенца Иисуса Христа евангелист Матфей сообщает: «по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святаго. Иосиф же муж Ее, будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее. Но когда он помыслил это, - се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго; родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их…. Встав от сна, Иосиф поступил, как повелел ему Ангел Господень, и принял жену свою, и не знал Ее. (Как) наконец Она родила Сына Своего первенца, и он нарек Ему имя: Иисус». (Мф. 1, 1-25)

Апостол Матфей повествует, что рождение Мессии произошло от Девы Марии и при содействии Святого Духа. Пресвятая Богородица не сообщила Иосифу о явлении Ей архангела Гавриила, смиренно предав Себя Промыслу Божьему. Когда же праведный Иосиф узнал, что Мария имеет во чреве, то тогда, по своему милосердию, хотел тайно отпустить Ее, чтобы не предавать суду за грех прелюбодеяния. Ночью во сне ему явился ангел Господень и сообщил, что родившееся в Ней есть от Духа Святаго. После чего Иосиф принял жену свою. Он стал первым человеком в мире, которому была открыта тайна о Богомладенце и о цели Его пришествия в мир: спасти людей Своих от грехов их.

Святитель Иоанн Златоуст, ссылаясь на родословие Спасителя и на Его слова: Кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь (Мф. 12,50), отмечает, что Христос «порочных людей удостоил быть Своими сродниками, не стыдясь нимало наших пороков… и через сродство с Создателем отклонил их от общения с диаволом». Удивляясь этому, святой праведный Иоанн Кронштадский восклицал: «Дивное чудо, дивное смотрение благости Божией о падшем роде человеческом! Сын Божий делается Сыном Человеческим, Братом человеков … – твоим, моим».

Господь стал сродником человека по плоти, что Он стал одним из нас, воплотившись от Девы Марии. Итак, уверовавшие в Христа становятся Ему родственниками по духу, а также братьями и сестрами во Христе. Таковое духовное родство выше обычных родственных связей. Будучи сродниками Христу, верующие в Него имеют право называть Бога своим Отцом и удостаиваются Божественной благодати, необходимой в борьбе с грехом.

Христианин должен постоянно помнить о своем духовном родстве со Спасителем, подобно тому как родство с царем или президентом обязывает человека быть внимательным к своим словам и делам. У истинных христиан мысли, чувства и желания всегда направлены к Иисусу Сладчайшему, они стремятся жить благочестиво, избегая грехов, и с уважением относятся друг к другу. «Будьте братолюбивы друг к другу с нежностью; в почтительности друг друга предупреждайте» (Рим. 12,10), – учит апостол Павел.

Духовное родство со Христом обязывает с почтением относиться к родственникам по плоти, особенно к отцу и матери. Бог заповедал: «Делом и словом почитай отца твоего и мать, чтобы пришло на тебя благословение от них, ибо благословение отца утверждает домы детей, а клятва матери разрушает до основания» (Сир. 3, 8-9). Кто же тяготится родителями в их старости или болезни, и не помогает им, тот по Божественному закону предается смерти. Об этом в Священном Писании сказано: «Оставляющий отца – то же, что богохульник, и проклят от Господа раздражающий мать свою» (Сир. 3, 16). «Хотя бы он и оскудел разумом, имей снисхождение и не пренебрегай им при полноте силы твоей, ибо милосердие к отцу не будет забыто; несмотря на грехи твои, благосостояние твое умножится» (Сир. 3,13- 14).

Возревнуем об исправлении своей греховной жизни, принесем Христу покаяние, любовь и смирение, чтобы удостоится великой чести называться духовными родственниками Спасителя. Аминь.

Калужская
Свято-Тихонова
пустынь