Исцеление расслабленного. Неделя 2-я Великого Поста, свт. Григория Паламы

Дорогие во Христе братья и сестры, сегодня во вторую Неделю Великого поста, нашему вниманию предлагается евангельский рассказ об исцелении расслабленного. Этим назидательным чтением Святая Церковь, как любящая Мать, стремиться предостеречь нас от духовного расслабления и возбудить духовную ревность в проведении Великопостного подвига.
Человеку свойственно начинать какое-либо дело с воодушевлением и усердием, но потом терять интерес к нему. Так происходит и во время Великого поста, который мы начали с твердой решимости бороться с греховными навыками, с примирения с ближними, со строгого воздержания в пище, со стремления приобрести нерассеянную молитву. Однако на второй седмице поста усердие к духовному подвигу у многих ослабело. Немалое число христиан стало реже посещать богослужения, меньше молиться, ослабло внимание к голосу совести и помыслам, убавилась ревность в борьбе с грехами и страстями. Вследствие чего уменьшилось количество Божественной благодати, которую необходимо стяжать в святые дни поста.
В сегодняшнем евангельском чтении рассказывается об исцелении Иисусом Христом расслабленного человека, которого спустили на кровати (носилках) четыре мужа через кровлю дома (Мк. 2, 1-12). В каком ужасном состоянии находился больной? Он был подобен непогребенному трупу, человеческим останкам, имеющим слабый признак жизни. Несчастный тяжко болел, и не имея надежды на выздоровление, ждал своего смертного часа, как облегчения от лютых страданий.
Иисус, видя веру их (несущих одр), говорит расслабленному: чадо! прощаются тебе грехи твои (Мк. 2, 5). Услышав эти слова, книжники стали осуждать Иисуса за богохульство. Уразумев их ропот, Господь говорит расслабленному: тебе говорю: встань, возьми постель твою и иди в дом твой. Он тотчас встал и, взяв постель, вышел перед всеми, так что все изумлялись и прославляли Бога, говоря: никогда ничего такого мы не видали» (Мк. 2, 11-12). Так Иисус явил великое чудо исцеления расслабленного от тяжкой болезни и засвидетельствовал, что Он есть тот Самый Мессия, Которого ожидал еврейский народ многие столетия, ибо никто, кроме Бога, не может прощать грехи.
В Святом Евангелии повествуется и о многих других непостижимых чудесах, сотворенных Спасителем – это превращение воды в вино в Кане Галилейской, насыщение пятью и семью хлебами пять и четыре тысяч мужей, хождение по морю, воскрешение из мертвых дочери Иаира, также сына Наинской вдовы, Лазаря и других. Христос исцелил множество больных: расслабленного у Овчей купели, раба сотника, Петровой тещи, кровоточивой и скорченной женщины, больного водянкой и сухорукого, слепых, прокаженных и бесноватых.
Из слов Спасителя: прощаются тебе грехи твои, следует важный вывод: болезнь расслабленного была следствием содеянных им грехов. «Поражается плоть, чтобы исцелилась душа… Часто болезни суть наказания за грехи, налагаемые на нас, чтобы побудить к обращению», – объясняет святитель Василий Великий. «Причина болезни – грех, собственная воля, а не какая-либо необходимость», – отмечает преподобный Ефрем Сирин.
Что такое грех? По учению святых отцов Церкви, грех – это смертоносный яд, бесконечное зло, неблагодарность за многочисленные милости и благодеяния, ниспосланные нам от Господа. Грех – это непокорность, противление и измена Богу. Представим огромный водоем, из которого поступает питьевая вода. Если в водохранилище попал смертельный яд, тогда вся вода в нем становиться непригодной для питья. Аналогичным образом действует и грех. Он подобно яду, мгновенно разрушает связь человека с Богом и лишает его благодати Святого Духа. Даже самый малый грех удаляет нас от Бога. Кроме того, у согрешившего нарушается гармония между духом и плотью, вследствие чего тело начинает господствовать над душой, а чувства над умом.
Кто и как может уничтожить все множество грехов, содеянных человеческим родом? Представим себе весы, на одной чаше которых лежит грех, а на другой – вся святость серафимов, херувимов, ангелов, архангелов, праведников, пророков, апостолов, учителей, мучеников, подвижников. По учению Святой Церкви вся их святость не способна перевесить даже одного греха. Только Господь наш, Иисус Христос может взять на Себя наши грехи. Вот, Агнец Божий, Который берет на Себя грехи мира (Ин. 1, 29), – говорит Пророк, Предтеча и Креститель Господень Иоанн, указывая на Иисуса. Святитель Илия (Минятий) об этом писал: «Я утверждаю, что соединенная святость неба и земли не в силах перевесить ни одного греха. Ибо ни ангелы, ни святые не имеют собственной власти и силы простить хоть один грех на земле. Один Бог, Агнец Божий, вземляй грехи мира, может подъять грех».
Сегодня из-за умножения грехов и оскудения любви православная вера во всем мире ослабевает. Оттого все больше людей с легкостью согрешают, полагая, что ничего страшного и опасного в этом нет. Однако это не так. За грехом следует наказание. В Священном Писании повествуется, что царь Давид совершил три тяжких греха: убил военачальника Урию, совершил плотской грех с его женой Вирсавией и, вопреки Божественному запрещению, исчислил еврейский народ. Хотя царь Давид искренне покаялся в содеянных грехах, но, прежде прощения, он понес тяжкое наказание. Во-первых, умер ребенок, зачатый во грехе. Во-вторых, в его Царстве появилась моровая язва, из-за чего в течение трех дней умерло семьдесят тысяч мужей.
Как получить прощение грехов? В наше время для прощения грехов Бог не поступает с согрешившим, как с царем Давидом. Потому что люди стали весьма духовно слабы, не способны терпеть скорби и бедствия, и во время искушений впадают в уныние и ропот на Бога. После явления в мир Иисуса Христа прощение грехов происходит через таинство исповеди при условии истинного раскаяния кающегося. На исповеди через разрешительную молитву духовника, наделенного от Господа властью разрешать грехи, человеколюбивый Бог прощает нам беззакония. Что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе. (Мф. 18, 18), – говорил Спаситель Своим ученикам. После исповеди кающийся восстает от греха и примиряется с Богом. «О, великое человеколюбие, о, безмерная любовь, – восклицает святитель Иоанн Златоуст, – Бог объявляет совершенно оправданным грешника после того, как он исповедает свои грехи и покажет твердую решимость на будущее время».
Святитель Григорий Палама, память которого сегодня совершает Святая Церковь, призывает всех верующих решительно бороться с грехом. Он поучает: «Исповедание грехов – начало покаяния. После исповеди нужно постараться положить начало добродетельной христианской жизни. Основной принцип покаяния – избегать запрещенного Богом». Однако, имея такой бесценный Божественный дар прощения грехов, многие люди пренебрегают величайшей благостью Господа – таинством исповеди. Что же будет с нераскаянным грешником? Очевидно, что он еще здесь на земле подвергнется горьким скорбями и болезням, а в будущей жизни – вечным мукам. «Он возлюбил проклятие, пусть получит его, не захотел благословения, пусть не найдет его», – говорит Господь.
Хотя мы не перестаем ежедневно грешить, ибо нет ни одного человека без греха, однако ныне нам широко открыты двери покаяния и милосердия Божия. «Поспешите поджечь ревность – тогда все опять пойдет добре. Как? Также как оживляют онемелый член тела – трением. Начинайте же тереть душу. Чем? Всем, чем обычно упражняют себя люди благочестивые: богомыслием, строгостью к себе, к плоти своей, наипаче же молитвою…» – учит святитель Феофан, затворник Вышенский.
Понудим себя к ревностному подвигу. Если же по немощи и совершим какой-либо грех, будем тотчас же искренне каяться и исправляться. Господь, зная наше немощное устроение, по Своему человеколюбию простит нам грехи, исцелит от духовного расслабления, укрепит веру, и дарует духовные и телесные силы для борьбы со страстями, ко спасению нашей бессмертной души. Аминь.

15  марта 2020 года

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Калужская
Свято-Тихонова
пустынь