Слово на притчу о сеятеле и семени

Дорогие братья и сестры, в сегодняшнем воскресном Евангельском чтении нашему вниманию предлагается притча о сеятеле и семени. В ней изображается разнообразное действие Божественного слова на сердца человеческие. Как растения появляются на свет из семени, так и в духовном мире новый человек во Христе рождается от семени слова Божьего.

«Когда же собралось множество народа, и из всех городов жители сходились к Нему, Он начал говорить притчею: вышел сеятель сеять семя свое, и когда он сеял, иное упало при дороге и было потоптано, и птицы небесные поклевали его; а иное упало на камень и, взойдя, засохло, потому что не имело влаги; а иное упало между тернием, и выросло терние и заглушило его; а иное упало на добрую землю и, взойдя, принесло плод сторичный. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит! Ученики же Его спросили у Него: что бы значила притча сия? Он сказал: вам дано знать тайны Царствия Божия, а прочим в притчах, так что они видя не видят и слыша не разумеют. Вот что значит притча сия: семя есть слово Божие; а упавшее при пути, это суть слушающие, к которым потом приходит диавол и уносит слово из сердца их, чтобы они не уверовали и не спаслись;  а упавшее на камень, это те, которые, когда услышат слово, с радостью принимают, но которые не имеют корня, и временем веруют, а во время искушения отпадают; а упавшее в терние, это те, которые слушают слово, но, отходя, заботами, богатством и наслаждениями житейскими подавляются и не приносят плода; а упавшее на добрую землю, это те, которые, услышав слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении. Сказав это, Он возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!»  (Лк. 8, 4-15)

Рассматриваемая притча о сеятеле и семенах одна из немногих, которую изъяснил Сам Христос. Под Сеятелем Иисус разумел Самого себя, под семенем – слово Божие, под землей – сердце человеческое. Слово Божие постоянно и даже до скончания мира будет сеется в сердца всех людей для рождения их в духовную жизнь. Как видно из Евангельской притчи плодоношение семян зависит не от Сеятеля, Который постоянно и повсюду сеет Свое слово, но от способности человеческого сердца к принятию и пониманию Божественного слова.

Сердца тех, кто не понимает и отвергает Божественное слово Спаситель уподобляет проезжей дороге. Такие люди равнодушно, с безразличием относятся к вопросам веры в Бога и спасения души. Они легкомысленно смотрят на духовную жизнь, не задумываются о своем смертном часе. Слово Божие их не волнует, все их мысли и желания плотские, о земном. Из-за своей рассеянности и мечтательности их ум и сердце открыты для всех мимо ходящих помыслов, впечатлений, соблазнительных влечений. Они не способны контролировать и прогонять помыслы. Их сердце становится жестким, подобно проезжей дороге. Услышанное слово Божие не может проникнуть в окаменевшее сердце и лежит как бы на асфальте. Диавол легко и быстро уносит семена слова Божьего, воспламеняя душу различными греховными впечатлениями. Таковых людей можно сравнить с нерадивыми ленивыми учениками, которые не хотят учиться, на уроках рассеянны и мечтательны, потому не понимают слов преподавателя и не усваивают учебный материал. Преподобный Макарий Оптинский отмечает, что рассеянность весьма вредна, и нужно просить Бога, чтобы Он помог нам избавиться от нее.

"À упавшее на камень, - говорит Господь, - это те, которые, когда услышат слово, с радостью принимают, но которые не имеют корня, и временем веруют, а во время искушений отпадают". Семя, упавшее на каменистую землю, означает тех, кто, услышав, слово Божие охотно и скоро принимают его, но лишь до того момента, когда нужно потерпеть какие-либо тяготы за христианскую веру. Во время трудностей и скорбей, они отказываются от Евангельского учения и возвращаются к прежнему образу жизни. Подобные примеры мы видим у тех, кто испытывает духовную радость и желание жить по Евангелию после покаяния, причащения Святых Христовых Таин, чтения Священного Писания и святых отцов. Однако, вследствие многочисленности и строгости постов, продолжительности служб и молитв, различных ограничений и запретов для избежания греха, из-за саможаления и нетерпения у них пропадает интерес к христианской жизни, и они оставляют путь Христов.

Сегодня людей с сердцем, подобным «каменистой почве» немало. Внешне они живут по-христиански, ходят на богослужения, беседуют на церковные темы, восхищаются подвигами святых отцов и на словах даже готовы совершить подвиг ради Спасителя, но на деле не несут иго Христово: оставляют пост и молитву, живут в грехе и плотских страстях, малодушествуют и унывают при скорбях и болезнях. Люди подобного типа желают идти по пути в Царство Небесное, наслаждаясь комфортом и материальным благополучием. Таковых людей можно уподобить спичке, которая после краткой вспышки и яркого горения, быстро гаснет.

Чтобы изменить подобное состояние сердца и сделать его восприимчивым к слову Божьему, необходимо победить в себе дух саможаления и гордости, также полезно общаться со смиренными и кроткими людьми. Как сосна, растущая на горах, глубже пускает корни при сильных ветрах и бурях, так и человек во время гонений и страданий лучше и яснее слышит Слово Божие.

Иное семя упало в терние, и выросло терние и заглушило семя (Лк. 8,7). Господь объясняет: "Упавшее в терние - это те, которые слушают слово, но, отходя, заботами, богатством и наслаждениями житейскими подавляются и не приносят плода" (Лк. 8, 14). Здесь говорится о тех, кто уверовал во Христа и начал жить по Евангельским заповедям, но потом придался суете, земным заботам, богатству и наслаждениям. Житейские попечения, стремления к богатству и плотским удовольствиям ослабляют добрые начинания души, заглушают действие Божественной благодати и препятствуют получению даров Святого Духа. Желание угодить Богу и мамоне отнимает много сил и времени, отчего возникает нерадение при исполнении христианских заповедей. Святые отцы учат, что слово Божие сможет в сердце возрасти лишь тогда, когда оно является в нем главной посадкой.

Чтобы Божественное семя принесло добрые плоды, необходимо все наши душевные и телесные силы направить на духовную жизнь ради наследования Царства Небесного. Об этом Господь сказал: Ищите прежде (всего) Царства Божия и правды Его, (а остальное) все приложиться вам (Мф.6,33). Для избежания житейской суеты апостол Петр советует "все заботы наши возложить на Него (на Христа), ибо Он печется о нас" (2Пет. 5, 7).

Святитель Феофан Затворник указывает на иные современные опасности, подстерегающие христиан: «Под терниями и волчцами, подавляющими слово Божественной истины, кроме сластей и скорбей житейских надо разуметь и ложные учения, распространяемые потерявшими истину и сбившимися с пути к ней. В существе они действуют, как угар; незаметно входя, омрачают голову и доводят до потери ясного сознания. Как же быть? Не слушать и не читать этих бредней; а когда невольно услышалось или прочиталось – выбросить из головы, а когда не выбрасывается – подвергнуть рассуждению, и все разлетится, как дым».

"À упавшее на добрую землю - это те, которые, услышав слово, хранят его в добром, и чистом сердце, и приносят плод в терпении", (Лк. 8,15) – изъясняет Господь. Здесь говорится о тех христианах, которые со вниманием изучают Евангелие, не связаны житейскими попечениями, с терпением переносят различные тяготы, искушения и соблазны, стремятся жить по Божественным заповедям, имеют смиренные и добрые мысли и чувства. Таковые удостаиваются плодов Святого Духа: любви, радости, мира, долготерпения, благости, милосердия, веры, кротости, воздержания (см.: Гал. 5, 22-23).

Безобразна греховная природа падшего человека, которая способна взращивать только скверные помыслы и плотские чувства с юных лет до престарелого возраста. Оттого мы и бываем рассеяны во время молитвы. И о чем только мы не помышляем на богослужении: о ремонте квартиры, о проблемах на работе, о конфликте с ближними и т.п. Осознав свою мечтательность, мы пытаемся собраться, вернуться, вслушаться в слова молитвы … И вновь, в какой-то момент опять провал памяти, потеря внимания, мечтательность, различные фантазии, картинки и помыслы занимают ум и сердце. Подобное происходит почти со всеми.

Чтобы научиться нерассеянной молитве, нужно следить за своими собственными помыслами и чувствами. Если человек будет укорять себя за невнимательность, понуждать к сосредоточенности, постоянно трудиться над этим, то со временем он научится чистой молитве. Святые отцы говорили, что нерассеянная молитва — дело всей жизни человека! Внимание на богослужении и молитве — это всегда плод огромного труда.

Для научения не рассеянности начинать надо с домашней молитвы. Следует произносить ее со вниманием, вдумываясь в смысл каждого слова. Святитель Феофан Затворник дает такой совет: «Надо употребить напряжение на сохранение внимания, зная наперед, что мысль отбегать будет. Потом, когда во время молитвы она отбежит, – возврати ее; опять отбежит – опять возврати; так всякий раз. Но всякий раз же, что прочтено будет во время отбегания мысли, – и, следовательно, без внимания и чувства – снова прочитывать не забывай; и хоть бы мысль твоя несколько раз отбегала на одном месте, несколько раз читай его, пока не прочтешь с понятием и чувством. Одолеешь однажды это затруднение – в другой раз, может быть, оно не повторится, или повторится не в такой силе».

Для хранения внимания на молитве, удерживания ума в состоянии собранности и напряжения, нужно помнить о том, с Кому мы обращаемся и пред Кем стоим. «И если ты сам не слышишь своей молитвы (по рассеянности), то как же ты хочешь, чтобы Бог услышал ее?», - учит святитель Иоанн Златоуст.

Чтобы без рассеянности молится и внимать Священному Писанию также следует оберегать свое сердце от суетных попечений и плоских наслаждений. «Старайся внимательно вслушиваться и вникать в смысл чтения и пения. И не давай свободы своим очам, … на людей смотреть душевредно», - учит преподобный Иосиф Оптинский.

Следуя совету преподобного Серафима Саровского, станем и сами сеять Слово Божие: «Сей везде пшеницу, которую дает тебе Бог. Сей ее в добрую землю, сей в песок посреди камней, при дороге, среди плевел. Быть может, некоторое количество твоей пшеницы укоренится и возрастет, и принесет затем плод – хотя и не скоро».

Да поможет нам в этом добром делании Господь наш Иисус Христос. Аминь.

 
 
Слушать далее
 

 

Калужская
Свято-Тихонова
пустынь